Skip to content
 

Костюм казачки

Костюм казачки

Костюм казачки Одежда казачек состояла из юбки: 4-клинки, 6-клинки, 8-клинки голубого, розового, бордового, зеленого цветов. К юбке полагалась кофта с басочкой, на рукавах буфы. Если материала было много, то шили костюм казачки «парочка», а сели нет, то цветную кофту и однотонную под цвет кофты юбку или наоборот.

Зимой, весной и осенью одежда казачек была из шерсти, а летом – из ситца. Крой ее был такой же, но чуть открытей горловина и рукава на полчетверти.

Одежду казачек украшали кружевом, тесьмой, «рюшей», пуговицами, вышивкой.

Кружева, служившие украшением одежды казачек, были как привозные, так  и домашнего изготовления. Чем старше была казачка, тем  проще по покрою была ее одежда и тем дороже и богаче выбиралась ткань для нее.

Неотъемлемой частью костюма казачки является подъюбник. Он держался на шнурке, который затягивался и завязывался. Юбки делали на шнурке, но на плотных теплых тканях это было грубо, и поэтому использовались пришивные пояски.

Замужние казачки обязательно покрывали голову платком, а на скрученную косу надевали шлычку. Молодые носили яркие платки и шали, а пожилые – приглушенные цвета.

Обувью в костюме казачек служили различного вида фабричные туфли, ботинки на шнурках, полусапожки. Чулки носили домашней вязки.

Из всего сказанного можно сделать некоторые выводы:

— первоначальный костюм казачки на Кубани отличался большим разнообразием, было связано с этническим составом ее населения, но сводился к одному общему виду одежды, состоявшем из рубахи и поневы. К середине XIX века костюм казачки, состоял из юбки и кофты, которые кроились разнообразных фасонов.

— повседневная и праздничная одежда казачек по конструкции не различалась; различие состояло только в тканях, из которых ее шили. Кроме того, в нарядной одежде казачки присутствовала многослойность, так как они надевали до пяти юбок одна на другую.

— особой специальной обрядовой одежды казачек не было. Свадебный костюм по крою мало чем отличался от повседневного, но для него брали самые дорогие и красивые ткани. Единственную смысловую нагрузку, имел свадебный головной убор (венок, фата). Одежда на смерть тоже ни чем не отличалась от обычной, исключением было лишь то, что ее обязательно шили вручную и она всегда была новой.

— костюм казачки, особенно праздничный богато украшался. В более ранние периоды применялась вышивка, причем каждый элемент орнамента обладал символикой. К концу XIX века в качестве декора чаще стали употреблять фабричные кружева, тесьму, шнуры, ткани.

— замужние женщины носили шлычку, которая закрывала пучок волос.

Написать отзыв