Skip to content
 

Костюмы кубанских казаков

Костюмы кубанских казаков

Костюмы кубанских казаков Костюмы кубанских казаков включают в себя не только одежду, но и прическу, украшения. Они выполняли не только утилитарную функцию, то есть не только защищали тело от холода, жары, но и многое сообщали о своем хозяине, о его этносоциальной принадлежности. Бешмет, черкеска, папаха, наборной пояс, штаны с красным кантом – казак.

 О его возрасте и семейном положении. Отсутствие в костюме кубанского казака пояса с кинжалом, усов указывало на то, что это еще несовершеннолетний, неслуживший казак. Непокрытая голова, распущенные или заплетенные в косы волосы, отсутствие передника свидетельствовали о том, что это девушка, а не замужняя женщина.

Костюмы кубанских казаков и казачек подчеркивали пол владельца, с 5-7 летнего возраста способствовали половой самоидентификации мальчиков и девочек. Поэтому ношение причесок не своего пола (длинных волос у мальчиков), украшений, а тем более элементов одежды противоположного пола (брюк девушками, женщинами) в повседневном быту исключалось.

Комплектность, покрой, цвет, способы ношения костюмов кубанских казаков и казачек отражали и  их моральные ценности.

Короткие, подчеркнутые облегающее тело костюмы, например, рассматривались как признак безнравственности.

Особой символической нагрузкой выделялись костюмы казаков и казачек в обрядовом направлении: свадебные наряды жениха и невесты, крестильные рубашечки, костюмы зимнесвяточных обрядов «Хождение с козой», «Вождение Мыланкы», наряды участников вознесенско-троицкой обрядности («Хождение с комарем»).

Костюмы казаков и казачек имели представленность его или его отдельных элементов в различных жанрах фольклора: песнях, пословицах и поговорках, а также использование отдельных элементов костюма казака в различных ритуалах, особенно головных уборов, поясов, обуви. Во время сватовства, например, жених мог отсутствовать, но сваты приносили его папаху. Молодых родителей благословляли на шубе (символ богатства). Во время обряда кумления на Троицу роднившиеся таким образом девушки могли обмениваться одеждой. Купленную корову или телку хозяева вводили в свой двор через разостланный на воротах, калитке мужской пояс, женский фартук (чтобы на новом месте прижилась).

Вот коротко о костюмах казаков и казачек и их предназначении на Кубани.

Написать отзыв