Skip to content
 

Кубанское казачье войско

Кубанское казачье войско

 Кубанское казачье войско  Вначале  следует отметить, что казачьи войска, в том числе кубанское,- это не армия, не регулярное войсковое образование. Даже после того как государство смогло подчинить «казачьи вольницы», казачества остались иррегулярными частями.

  Казачеств в истории Руси, России начиная с XV в. было немало. К 1917 году существовали  Донское,  Кубанское, Терское,  Астраханское, Уральское (Яицкое),  Сибирское,  Оренбургское,  Смеричинские,  Забайкальское,  Амурское и Уссурийское казачьи войска.

Казачьи  войска, в том числе Кубанское казачье войско,- это особый тип общества  — военизированная военно-территориальная община.

В связи с этим рождается определение – это не механическая совокупность людей, а общность, осознанно ведущая совместную деятельность, члены которой объединены  главной целью, взаимной ответственностью и обязанностями друг перед другом.

Такой главной объединяющей казачье население края целью являлось воинская служба (пограничная, военная защита рубежей Российской империи, участие в войнах).

Однако казаки для выполнения главной своей обязанности, несения воинской службы, получив обширные земли, должны были самостоятельно обеспечивать свою жизнь и подготовку  к службе: орудия труда, пища, одежда, жильё, всё, что необходимо для службы (конь, обмундирование и сбруя, холодное оружие), обеспечивала семья казака. В результате и на это следует обратить особое внимание, войско состояло по сути дела из двух взаимосвязанных частей, двух общин – военно-территориальной (собственно войско), включавшей в себя мужское население, нёсшее службу, и земледенческой территориальной (станицы, хутора). Следует отметить, что Кубанское казачье войско целостная система (этносоциальная общность, община) ведет свою историю с 19 ноября 1860 года, с момента вступления в силу официального указа императора Александра II . Однако процесс его формирования начался намного раньше – с конца XVIII века.

Главную роль в складывании Кубанского казачьего войска (ККВ) сыграли представители двух народов украинского и русского, и происходило это в ходе освоение этих земель нескольких волнами переселенцев на протяжении XVIII-XIX вв.

Далее уместно обращение к истории колонизации Кубани казачеством и крестьянами.

Первый этап, примерно с 1792-1794 по 40-е гг. XIX в., — время складывания украинской и русской этнографических групп в рамках Черноморского и

Кавказского линейных войск.

Второй этап, примерно с 40-x по 60-е гг. XIX В., — 0время Новой линии, освоения Закубанья, появления чересполосных и смешанных, русско-украинских поселений, что расширяло сферу контактов и возможности для взаимодействия различны традиций.

 Третий этап начался с 60- годов XIX в. Это время окончательно военных действий на Кавказе, интенсивного развития экономической жизни т образования Кубанского казачьего войска, включившего в себя Черноморское казачье войско и шесть бригад Кавказского линейного казачьего войска.

Следует обратить внимание учащихся на то, что Кубанское казачье войско представляло мощную военную силу. В случае войны оно должно было выставить 2 сотни конвоя , 33 конных полка, кубанский дивизион (2 сотни), 14 пластунских батальонов (четырёх сотенных),5 конных батарей и т.д. Всего 47617 человек и 37895 лошадей, т.е. именно военная организация составляла  основу кубанского казачества, а военная сторона быта являлась определяющей.

Войско имело свою территорию, часть которая находилась за пределами  современного Краснодарского края (в Ставропольском крае, Карачаево-Черкеской республике и в республике Адыгея).

Военно-административном отношении  Кубанское казачье войско делилось на отделы (Темрюкский, Ейск и др.), полки, сотни и т.п. Казаки, чьи станицы относились к одному и тому же отделу. Проходили подготовку и переподготовку9лагерные, учебные сборы), службу в одних и тех же полках, что и их отцы, деды. А это практически исключало такие отношения, которые сегодня называются «дедовщиной».

Казачество выработало свою систему управления, войсковые институты  власти, ведущие от происхождения воинского круга на Дону, Рады в  Запорожской сечи (Сечи) и Черноморском казачьем войске, трансформировавшейся в общевойсковой сбор / сход. Это был своеобразный законодательный орган власти, в котором принимали участие только взрослые казаки. Вопросы, которые поднимались на этих собраниях, обсуждались, а окончательное решение принималось «голосом» или подбрасыванием головным убором вверх.

Исполнительная власть была представлена войсковым, походным кошевыми (позже-станичными), отдельскими атаманами, судьёй, писарем. Вначале все атаманы, ы том числе войсковой, были исключительно выборными. После образование ККВ войсковых атаманов утверждал царь и их начали называть наказными, а отдельских атаманов назначал наказной (войсковой) атаман.

Демократический. Выборный принцип в большей степени сохранялся на станичном уровне. Станичных атаманов  избрал  и мог смещать  станичный сбор /  сход.

Важной составной культурой Кубанского казачьего войска являлись войсковой (Александро-Невский) храм, куда первоначально даже запрещался вход женщинам;

Войсковая символика ( клейноды  /  регалии), некоторые из них имеют древнее происхождение и связаны с конкретными и значительными событиями: «бобылёв хвост», «булавы, перначи, трубы и литавры, царские жалованные грамоты, знамена и т.п., часть из которых недавно возвращена в США. Они подчеркивали особость, юридическую и политическую самостоятельность (до известных пределов, конечно) ККВ.

Кубанское казачество аккумулировало и пополняло фон особых знаний, связанных с военной службой: и система подготовки будущих воинов, которая применялась практически с детства (обучение верховой езде, владение оружием, участия в кулачных боях, скачках, учебных детских военных манёврах и специальной подготовительный период перед уходом на службу и т.п.), а также система вооружений , строительство оборонительных сооружений, тактика (редуты, посты, пикеты \ бикеты, разъезды, «залоги», передача информации на расстояние с помощью особых «языков»: дыма, огня, выстрелов и т.п.). Была создана система выживания в экстремальных условиях, особенно пластунами,  которые имели свои правила, приёмы, поверья и так называемые характерства: заговоры от пули, на остановку пули, наговор на ружье и капкан, от «горячего коня», от укуса змеи; а ток же умение переносить голод, холод, «убирать» свой след и читать «чужой» и многое другое.

Важной составной частью культуры «войскового мира» являлись войсковые праздники и ритуалы,  которые тесно переплетались с православием, а также различные формы отдыха во время пребывания в лагерях, на действительной службе: игры, танцы («Цыгане». «Свадьба»), верховая конная игра «Таскать сафьян / козла», показательные джигитовки, скачки, стрельба, лозы и т.п.

 С мужской войсковой культурой связаны и различные жанры фольклора: исторические, строевые, военно-бытовые, шуточные и плясовые песни, мужские танцы (гопак, лезгинка и др.) воинские рассказы, легенды и т.п.

В заключение следует отметить, что военная служба казаками воспринималось не как повинность, а как долг, который они выполняли едва ли не всю жизнь: с 17 до 18 лет – приготовительный / подготовительный разряд: с 18 и примерно до 40 (с перерывами на «льготу») – строевая служба; с 40 и примерно до 60 лет – перевод в запас, но с прохождением сборов и мобилизации, призывом на службу в случае войны. На самом деле мрок ещё больше: «малолетки», подростки, дети не достигшие 17 лет, и старики могли входить в ополчение, добровольцами уходили на войну. Уход на службу, на войну и возращение со службы сопровождались специальными обрядами и ритуалами («Проводы на службу», «Встреча»), в которых принимало участие все общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Написать отзыв