Skip to content
 

Границы Краснодарского края

Границы Краснодарского края

границы Краснодарского края на карте

Границы Краснодарского края – на севере он граничит с Ростовской областью; на востоке со Ставропольем и Тверской областью, а на западе границы Краснодарского края омываются водами Азовского и Черного морей. Самая северная оконечность Кубани – Ейская коса, она достигает 160 46| северной широты, самая южная – гора Гвандра (верстах в 35 к юго-западу от Эльбруса) касается 430 12| северной широты. Самая западная оконечность – коса Тузла, впадающая в Керченский пролив (западнее Тамани), находится под 540 19| восточной долготы (от 1-го меридиана) и самая восточная – доходит до 60025| восточной долготы в том месте, где сходятся границы Ставрополья, Тверской области и Кубани и где граница Краснодарского края пересекает реку Куму.
Из населенных пунктов самый северный город Ейск, самый южный – карачаевское селение Учкулан, самый западный пункт – станица Таманская и самый восточный – ст. Суворовская.
Все эти пункты находятся на 450 широте и она разрезает край почти пополам. Следовательно Кубань лежит на равном расстоянии от полюса и от экватора, то есть занимает по широте одно из самых выгодных мест на земном шаре.
С запада, юга и отчасти с севера Краснодарский край имеет границы, ясно обозначенные самой природой, а именно: с запада – Азовское море, Керченский пролив и Черное море, с юга – Главный Кавказский хребет, а с севера – река Ея с правым притоком Кугуеею. Не то с востока. Здесь граница условная и очень извилистая. Начинаясь у истоков реки Кугуеи и Среднего Егорлыка, граница пересекает реку Большой Егорлык, подходит на очень близкое расстояние к Ставрополю, и только на крайнем юго-востоке она тянется по мощному хребту, отделяющему бассейн реки Терек от бассейна реки Кубань. Тут же граница касается вершины могучего исполина – Эльбруса и поднимается до точки (18525 футов), выше которой нет в Европе.
Северная граница Краснодарского края отделяет Кавказский край от Европейской России, и так как эту границу пересекает главная линия Владикавказской железной дороги, которая представляет самый короткий и удобный путь для всего Северного Кавказа в его отношениях с центром России, то понятно, что в этом направлении происходит и наибольшее передвижение населения, и наибольшая торговая деятельность.
Вся северная граница Краснодарского края, равно как и восточная, не представляют никаких преград для жителей между собой, и потому мы не найдем резкой разницы ни в физической, ни в бытовых условиях по ту и другую стороны от этих границ. Три линии железных дорог пересекают теперь нашу восточную часть, из них одна направляется от станицы Тихорецкой к городу Царицыну; другая от станицы Кавказской к Ставрополю, и третья, главная, линия идет к Владикавказу. Совсем другим характером отличается юго-восточная и южная граница, которая на всем протяжении тянется или по мощному Эльбрусскому отрогу, или по Главному Кавказскому хребту, начиная от горы Донгуз-Оруна и почти до Анапы, по направлению от юго-востока к северо-западу. Сообщение тут крайне затруднительно и совершается по тропинкам через горные перевалы, из которых некоторые поднимаются до 10000 футов в области снега и льда; поэтому общение жителей обоих склонов хребта крайне ничтожны. Пограничная черта действительно представляет здесь чрезвычайно резкую границу во всех отношениях, и соседние местности настолько отличаются от Кубани, будто бы они находились за целые тысячи верст друг от друга. Только на северо-западном конце этой границы, близ Новороссийска, хребет значительно понижается, так что явилась даже возможность провести железную дорогу без особенных уклонов, но с двумя тоннелями, из которых малый прорезывает невысокий пограничный хребет, а большой тоннель пробит чрез боковой кряж, имеющий направление на северо-северо-запад, в сторону нижнего течения реки Кубань. От малого тоннеля граница под прямым углом меняет свое направление и вскоре оканчивается у Черного моря, почти посередине между Анапой и Новороссийском. Западная, представляя довольно удобное морское сообщение, чрезвычайно важна как в торговом, так и в промышленном отношении, потому что по берегу Азовского моря находятся богатейшие в крае рыболовные места.
Вся сухопутная часть составляет около 1200 верст, а морская — около 500. Наибольшей длины достигает по диагонали от северо-запада к юго-востоку, а именно – от Долгой косы до горы Донгуз-Оруна, а наименьшее протяжение, имеет она по диагонали, перпендикулярной к первой, от поселка Новороговского до перевала Гойтх. На пересечении этих диагоналей находится станица Новолабинская, которая и может быть названа центральной.
Вся Кубань расположена к северу от Главного Кавказского хребта, но многие исследователи и географы относят ее, как и весь Кавказский перешеек, к Азии и за истинную границу Азии и Европы считают не Главный Кавказский хребет, а ту впадину, которая теперь заполнена отчасти рядом горько-соленых озер, отчасти – лениво текущими водами Кумы и Восточного и Западного Маныча.
В этом-то, почти высохшем теперь, пространстве находился в предшествующую геологическую эпоху морской пролив, соединявший собой Понто-Каспийские воды и составлявший тогда естественную границу Европы и Азии.

3 комментариев

  1. Мариела:

    Добрый день! Не вводите людей в заблуждение!!! Никогда в жизни Краснодарский край не граничил с Тверской областью! Посмотрите внимательно на карту Российской Федерации. Такие глупости недопустимо писать и выдавать их за официальную информацию!

Написать отзыв на Мариела