Skip to content
 

Традиционная культура кубанского казачества

Традиционная культура кубанского казачества

Традиционная культура кубанского казачества Начало подлинного научного изучения народного декоративно-прикладного искусства в целом по России было положено в конце XIX — начале XX века.

Проводимые исследования народного искусства в различных регионах России повлияли и на активизацию традиционной культуру кубанского казачества на Кубани.

В дореволюционных исследованиях культуры быта населения Кубани изучались и народные промыслы, в том числе и кубанского казачества. В работах Ф.А. Щербины, И. Д. Попко, Г. Я. Апостолова, Л.В. Македонова, К. Т. Живило, О. В. Маргграфа описываются гончарное производство, плетение, ткачество, одежда и др.

С середины XIX — начала XX века в период сформировавшегося общекультурного ядра на Кубани повсеместно в быту выполнялись и были наиболее распространены изделия народного декоративно-прикладного искусства: вышивка, кружево, ткачество, гончарное производство, плетение, роспись, ковань, резьба по дереву и др. Об этом свидетельствуют работы Н.А. Корсаковой, Ю.Г. Бич, Н.А. Гангур, С.Ю. Капышкиной (Хачатрян), О. Г. Слобченко (Садковская), полевые исследования кафедры народного декоративно-прикладного искусства КГУКИ и др.

Важным, на наш взгляд, является то, что в изучении народного искусства  вкоторе входит и традиционная культура кубанского казачества необходимо понимание того, что оно имеет тысячелетнюю историю, а не только достаточно известного отрезка времени конца XVIII — начала XXI века. Являясь переселенцами в основном из бедных сословий Украины и южных губерний России, они сохраняли многовековую традицию отечественной культуры и локальные её особенности. И уже в новых социально-экономических условиях традиционная культура кубанского казачества продолжает сохраняться и сегодня.

Тонкий пласт этой культуры, традиционные методы обучения и воспитания, тысячелетний отечественный духовно-нравственный опыт отмечается и сегодня у носителей традиционного сознания. Было бы ошибочным, на наш взгляд, рассматривать только изделия народного декоративно-прикладного искусства без народного мастера — носителя традиционного сознания. В процессе длительных проводимых исследований нами были выявлены именно такие народные мастера Кубани, в сознании и опыте которых сохраняется сегодня и локальная традиция кубанского казачества, и тысячелетний духовно-нравственный опыт отечественной традиции. Развиваясь изначально как монастырское, искусство на Руси имело особое, свойственное ему эстетическое, духовно-нравственное содержание. Менялись эпохи, социально-экономический строй, идеология, но в стержневой духовной своей основе оно бережно сохранялось и передавалось из поколения в поколение.

На основе изученных различных источников можно выделить виды народного декоративно-прикладного искусства, которые были наиболее распространены на Кубани в среде кубанского казачества и сохранились отчасти до настоящего времени.

Написать отзыв