Skip to content
 

Золотное шитьё

Золотное шитьё

Золотное шитьё — им принято называть вышивку металлической нитью — золотой и серебряной.

Учёные считают родоначальницей этого шитья Византию, с которой Киевская Русь поддерживала торговые отношения.

Как считают исследователи, вместе с принятием христианства на Руси утвердилось обыкновение шить золотом предметы церковного богослужения: воздухи, покровцы, завесы, облачения священнослужителей и дорогую светскую одежду. Впоследствии золотное шитьё стало применяться для украшения праздничной одежды крестьян и простых горожан. Во второй половине XVI в. оно получило особенное развитие, всё больше вытесняя шитьё шёлком.

Золотные нити различны не только по виду, но и по способам их изготовления. В начале XVII в. впервые в Москве немецкими мастерами было начато производство золотых и серебряных нитей и канители. Самый древний способ обработки металла для применения его в шитьё состоял в выделывании волочёного золота и серебра (XI в.). Для этой цели металл сначала расплющивался молотом в тонкие листы, которые пропускались между двумя цилиндрами для придания им большей гибкости и мягкости, затем эти листы разрезались на узкие полосы, которые вытягивались до толщины волоса и в таком виде употреблялись для вышивки. С XIV в. чистое золото встречалось редко. Его заменяло золочёное серебро (такие нити часто называют золотными). Эти  нити были пряденые, т. е. повитые на льняную, шёлковую или бумажную основу так, что золото и серебро оказывались лишь плотным наружным покрытием. Металлическая нить может быть также скручена цветной шёлковой нитью, что придаёт ей своеобразный колер (она получает необходимый отсвет, оттенок).

Современные золотные нити, пряденные или крученные с металлической или люриксной обмоткой, производят в пасмах, катушках и бобинах.

Техника золотного шитья  невозможна без таких предметов как:

Бить — гофрированную нить (растянутую в гармошку) с блестящей или матовой поверхностью;

Капитель — золотую или серебряную проволочку, тонкую и свитую по спирали. Внутри она полая. К ткани крепится следующим образом: сначала канитель режется на кусочки необходимого размера, а затем нанизывается на иголку с ниткой и пришивается;

Пращик — характерен для золотного шитья XII- XVI вв. Бляшка, сделанная из золота и серебра, малая по размерам, плоская, выпуклая, может быть чеканной;

Дробницы — по функциям схожи с пращиком, но имеют форму креста, луны, круга;

Блёстки — бывают различной формы, в центре имеют отверстие, в которое продевается нить прикрепа.

Также техника золотного шитья включала использование только дорогих тканей. До XVIII в. в основном это были привозные ткани из стран Востока и Западной Европы. Сегодня используют также бархат, атлас, парчу.

Написать отзыв